Что такое печать отдела кадров и для чего она нужна?

  Особое внимание хотелось бы уделить вопросу использования оттиска печати кадровой службы для заверения подписи должностного лица, наделенного правом ведения трудовых книжек.

   Как мы уже писали на нашем сайте - количество печатей, которое может иметь в своем арсенале организация, законодательно не установлено. По своему назначению печати организации делятся на основную и вспомогательные. Для оптимизации рабочего процесса могут применяться печати структурных подразделений, в частности и отдела кадров. Печать отдела кадров, как и любая другая печать организации, служит для заверения подписи должностного лица на документе.

  Как известно, в марте 2008 года Правительством России были внесены некоторые изменения в Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей. Изменения, в частности, коснулись пункта 35 Правил, в котором словосочетание «печать организации (кадровой службы)» было заменено на словосочетание «печать работодателя». Данная поправка была принята в связи с внесенными в Трудовой кодекс изменениями, в соответствии с которыми после 6 октября 2006 года трудовые книжки на работников обязаны вести не только работодатели – организации, но и работодатели – индивидуальные предприниматели. Именно эта замена слов вызвала в рядах кадровиков споры о возможности или невозможности заверять печатью кадровой службы блок записей в трудовых книжках при увольнении работников. В отличии от прежней редакции пункта 35 Правил ведения трудовых книжек, действовавшей до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2008г. № 132, новая редакция не устанавливает тождественности между понятиями "печать работодателя"и "печать кадровой службы работодателя", используя только одно из них. Внесенные в Правила ведения трудовых книжек изменения и дополнения направлены на приведение норм Правил ведения трудовых книжек в соответствие с положениями Трудового кодекса РФ в части использования единого понятия "работодатель"вместо понятия "организация".При внесении изменений в пункте 35 Правил исходили из того, что у работодателей - физических лиц, перечисленных в абзаце 2 части 5 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации (работодатели -индивидуальные предприниматели), как правило, отсутствует кадровая служба и ведение трудовых книжек данный работодатель осуществляет самостоятельно либо это делает специально уполномоченное им лицо.

  Имеется также разъяснение Роструда по данному вопросу - Письмо от 24.11.2008 № 2607-6-1. "В соответствии с пунктом 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003г. № 225, при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника."

   В связи с изложенным, делаем вывод, что действующая редакция пункта 35 Правил ведения трудовых книжек не предоставляет возможности для работодателей - юридических лиц при увольнении работников ставить в их трудовые книжки печать своей кадровой службы или печать бухгалтерии.

   Помните, что печатью заверяется не сам документ, а подпись уполномоченного лица. Но поскольку работодатель – юридическое лицо (организация) вправе иметь в пользовании несколько печатей и все они являются печатями одной организации (на всех указано полное наименование юридического лица, что позволяет определить их принадлежность), то логично предположить, что печать отдела кадров также имеет право называться печатью работодателя. Такая печать будет равносильна основной печати организации при заверении только кадровых документов в случае соблюдения ряда обязательных условий.   Смотрите на наименование организации, которое внесено в трудовую книжку при приеме. Оно должно совпадать с наименованием организации на печати, которую Вы поставите на титульный лист. Несмотря на то, что филиалу дано право заключать ТД, ставить такую печать нельзя. На печати работодателя должны быть все реквизиты: полное наименование организации, место ее нахождения...